МНОГОСЛОГОВОЙ СТИХ НИЗОВЫХ ЧУВАШЕЙ В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМОЙ
МНОГОСЛОГОВОЙ СТИХ НИЗОВЫХ ЧУВАШЕЙ В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМОЙ
В чувашских народных песнях встречаются различные типы структуры стиха. Наиболее распространены 7—8- и 9—11-сложные (многосложник) стихи.
Объект настоящего исследования — низовой многослоговой стих, который в литературе о чувашском стихосложении до сих пор не получил освещения, несмотря на свою распространенность. О его весомости в устном народном творчестве говорит хотя бы тот факт, что среди всей массы хранящихся в научном архиве Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР (НА ЧНИИ) и опубликованных песен низовых чувашей (а он встречается только в фольклоре этой группы народа) типичная форма многосложника представлена более чем третью записей. В материале, использованном нами для непосредственного анализа*, 37,6% песен — многослоговые (см. табл. 1).
В процессе изучения материалов экспедиций и других источников стало ясно, что дальнейшее прибавление к ним еще новых материалов не дает принципиально новых фактов; поэтому, руководствуясь известным положением В. Проппа: «Если повторность велика — можно взять ограниченный материал», — мы остановились на указанных в табл. 1 семи экспедиционных собраниях песен как базовом материале для оценки того или иного явления.